Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные особенности младенческого возраста
Психологический возраст – определённый уровень индивидуального развития, который обусловлен закономерностями психофизического созревания организма, условиями жизни, обучения и воспитания, имеющий конкретно – историческую природу. Это неповторимый период психического развития, характеризующийся появлением новообразования (в психике или поведении) [1, ст. 10]. В психолого – педагогической литературе встречаются различные временные промежутки для установления границ младенческого возраста: от одного (двух) месяцев до года [9, ст. 27].
Предыдущий возрастной этап – новорожденность характеризуется важнейшими достижениями в физиологическом и психическом плане, которые создают условия для перехода от периода новорожденности к младенчеству. К ним относятся следующие моменты: отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности; ребёнок начинает выделять объект в окружающей действительности – ухаживающего за ним взрослого; появляется первая ответной реакции от ребёнка в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция - улыбка); начинается активное развитие органов чувств, которые выражаются в зрительном и аудиальном сосредоточения на лице взрослого [4, ст. 72].
Самое главное достижение периода новорожденности – комплекс оживления как реакция на близких людей, постепенная адаптация к окружающей действительности способствуют дальнейшему формированию двигательных навыков, хватательных движений, мелкой моторики; закладывается основа для становления эмоциональной сферы речи, познавательного интереса, обогащению палитры ощущений и восприятий [6, ст. 99].
Основные особенности жизнедеятельности ребенка в младенческом возрасте связаны главным образом с физиологическими потребностями малыша – в еде, сне, тепле, сухости. Большую часть времени ребёнок проводит во сне (13 – 14 часов). В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения: формируется моторика (общая, мелкая); нормализуется координация движений; совершенствуется механизм тонуса мышц; развивается зрение и слух [4, ст. 77].
2. Характеристика младенческого возраста в психологических школах
Анализ исследований описываемого возраста в зарубежных концепциях:
Бихевиоризм: в центре теории – поведенческий аспект. Большая роль отводится психической заботе о ребёнке (помощь в приобретении новых связей между стимулами и реакциями на них, форм взаимодействия с действительностью), которая определяет характер и поведение младенца. По мнению представителей данного течения (Уотсон, Р. Сирс) для младенца характерны три формы поведения: гнев, страх, любовь. Становление поведения находится в зависимости от привязанности маленького ребёнка к матери (или другому значимому взрослому, осуществляющего уход).
Достоинства исследований: акцентирование внимания на значимости условий среды; ребёнок признаётся субъектом, партнером по взаимодействию; источником развития выступает обучение. Недостатки: учёт только внешнего фактора и поведенческого компонента без эмоциональной и познавательной сфер; представление о ребёнке носит поверхностный характер [3, ст. 55].
Психоанализ: основоположник теории З. Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Их удовлетворение – главный стимул поведения младенца. Наибольшее наслаждение дети получают от кормления, сосания груди (оральная стадия). Зона сосредоточения либидо - рот. Развитие личности младенца представлено в форме приспособления к социальному миру.
Преимущества теории: динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Недочёты: мифологичность, отсутствуют строгие формализованные методы исследования, трудность проверки статистических данных [7, ст. 34].
Генетическая психология (Ж.Пиаже): стадия младенчества входит в стадию сенсомоторного интеллекта: ребенок решает когнитивные задачи методом проб и ошибок, используя элементарные познавательные схемы - сенсомоторные: схватывание, ощупывание, разглядывание, облизывание. Выделяют два подпериода сенсомоторного интеллекта: до 7—9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на собственном теле и с 9 месяцев, когда происходит реализация схем практического интеллекта в манипулировании с предметами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгер А.Л. Психология развития: словарь / А.Л. Венгер. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология: учебник / Л.Ц. Кагермазова. - М.: Гардарики, 2008.
4. Каменская В.Г.Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2011.
5. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: учебное пособие / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004.
6. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2006.
7. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Владос, 2009.
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006.
9. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Электронные ресурсы:
10. Ганичева А.Н. Развитие младенцев от 6 месяцев до года / А.Н. Ганичева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения [Электронный ресурс]. – Электрон. журнал. – 2012. - № 8. – С. 56 – 60. - Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 05.04.2022).
11. Кузьмичева А.Н. Ситуативно – личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца / А.Н. Кузьмичева // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Электрон. журнал. – 2017. – С. 27 – 31. - Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 05.04.2022).